Камолов М. Э.

Возникновение и историческое развитие ислама

03.02.2009

Возникновение и историческое развитие ислама


В этой главе мы рассмотрим аравийское окружение, в котором ислам появился на свет и которое продолжает оказывать ощутимое воздействие на ислам по сей день, а также важнейшие события становления и развития раннего ислама, особенно подробно остановившись на биографии Мухаммада и роли его ближайших сподвижников, основавших халифат и установивших могущественный исламский порядок на Среднем Востоке и в Северной Африке». Расскажем о распространении ислама на новые территории и упадке мусульманской политической мощи вследствие перехода глобального превосходства к Западу.

 

Аравия

исламское движение в Аравии в VII в. н.э. провозгласило себя восстановлением первоначального монотеизма семитского патриарха Авраама, который, по утверждению Корана, был праведником и пророком, установившим надлежащее богопочитание в святилище Кааба в Мекке. По учению ислама, Авраам не был ни иудеем, ни христианином, но человеком, чья вера была чиста, и который был мусульманином (Коран 3:68). Коран заявляет о своей духовной родословной в словах, не допускающих двусмысленного толкования: «Мы веруем в Бога и в то, что было нам ниспослано и было ниспослано Аврааму и Исмаилу, Исааку и Иакову, и Коленам, и в то, что было даровано Моисею и Иисусу и пророкам от их Господа. Мы не различаем между кем-либо из них, и Ему мы предаемся» (3:85). Согласно Корану, иудеи и христиане получили от Бога истинное руководства и иногда следовали ему с подлинной преданностью - исламом, - но еще чаще они распадались на секты и извращали послания своих пророков. И вот Бог в милосердии своем восстановил изначальное послание в Коране, «Чтении», которое было ниспослано Мухаммаду на простом и понятном арабском языке. Не одни христиане и иудеи, но и другие потомки Авраама - язычники аравийцы, забывшие о своих истинных духовных корнях, - будут призваны к первоначальной религии ислама, которая, согласно исламскому учению, была учреждена в архаические времена Богом для своего верного служителя Авраама и его потомков. Чтобы понять возникновение и историческое развитие ислама, мы должны сначала бросить взгляд на регион, известный под названием Аравия, и те верования и обычаи, что были распространены там до прихода ислама.«Аравийский полуостров», как полуостров Аравия называется на арабском, представляет собой огромную территорию, большую часть которой составляет необитаемая пустыня. Тем не менее минимальное количество влаги и пастбищных земель позволили человеку заселить некоторые части Аравии еще в доисторические времена.

Южная часть полуострова - Йемен был известен в библейские времена под названием Земля Шеба. Этот регион вскормил некогда цветущую цивилизацию с богатым сельским хозяйством, сделавшимся возможным благодаря ирригации, и сложной и запутанной социальной, политической и религиозной жизнью, напоминавшей жизнь цивилизации Месопотамии. Западные районы Аравии представляют собой гористую и пересеченную местность, по которой издревле проходили сухопутные маршруты, связывающие Йемен с Египтом, Святой Землей (Палестиной) и Средиземным морем. Хотя большинство населения Западной и Центральной Аравии с древних времен занималось скотоводством, в римскую и раннехристианскую эпохи здесь существовали также достаточно крупные постоянные поселения, особенно в Хиджазе - районе в западной части Центральной Аравии, простирающемся от Мекки на юге до Медины на севере (рис. 2).

Хиджаз - колыбель ислама. Еще до Мухаммада Мекка достигла положения важного центра торговли и регионального святилища и притягивала к себе множество торговцев и паломников. К VI в. здесь образовался растущий купеческий класс, оставивший старинный пастушеский образ жизни. Через Мекку проходили караваны, перевозившие ценные грузы на север в Палестину и на юг в Йемен. Тесные родственные связи между арабами города и пустыни обеспечивали хиджазитов (народ Хиджаза) несомненными преимуществами при ведении торговли с дальними странами. Погонщики верблюдов, суровые и поднаторевшие в искусствах войны люди, были хозяевами торговых маршрутов. Они умели проходить через негостеприимные земли, используя то грубую силу, то дипломатическую любезность. При необходимости ловкие купцы заключали союзы и договоры с племенами, обитавшими вдоль дорог, обеспечивая себе безопасный проход, а тем - долю прибыли. Чужаки (т.е. неарабы) не имели никаких шансов на успех ни в торговых делах, ни в военных схватках на территории Хиджаза. Им недоставало как умения, необходимого для осуществления далеких перевозок на верблюдах, так и тех жизненно важных родственных и культурных преимуществ, которые сплачивали особые арабские коллективы в крепкие общины. Для того чтобы добиться успеха, чужакам приходилось заручаться поддержкой и защитой со стороны арабов.

До того как деятельность Мухаммада придала революционный импульс всей ее жизни, Аравия никогда не знала даже подобия политического единства. Самое большее, чего время от времени удавалось достигнуть, - это недолговечные союзы ради достижения определенных целей, таких, как взаимная защита. То здесь, то там появлялись сильные вожди, господствовавшие на ограниченной территории, однако полномасштабного политического единства все не было. Хотя некоторые существенные предпосылки такого единства существовали: общий арабский язык, сходство общественной структуры и обычаев, общие предания (особенно касавшиеся Авраама как предка арабов) и трудное искусство жить в пустынных и степных регионах, однако только Мухаммад поставил все эти факторы на службу политическому единству полуострова.

 

Рис. 2. Аравия и Ближний Восток в раннеисламскую эпоху

 

До того как возник ислам, ценности арабов концентрировались вокруг чести семьи, рода, племени - чести, которую следовало отстаивать любой ценой. Эта честь была средоточием мужественности, проявлявшейся в воинских искусствах и доблестных деяниях. Мужественность в свою очередь была отличительным признаком нравственного благородства, доказывавшегося делами гостеприимства и щедрости. Она представляла собой сочетание физической силы, моральной отваги и ощущения превосходства своего происхождения. Другой характерной чертой некоторых арабов было качество, называвшееся джахл. Буквальное значение этого слова - «неведение», но одна из его коннотаций - «варварство», особенно в осуществлении насильственных и жестоких деяний по отношению к другим, единственный мотив которых - страсть к разрушению. Варварство в характере молодого и порывистого человека можно не заметить или в крайнем случае простить, ибо оно может являться ранним признаком его незаурядного потенциала будущего воина или вождя. Но если жизнь какого-либо лица является непрерывной цепью бессмысленного насилия и разрушительного буйства, этот человек становится угрозой для общества, и его должно или укротить, или уничтожить. Поскольку в предысламской Аравии было много беззакония и насилия, а также отсутствовала устойчивая религиозная этика, последующие исламские поколения прозвали период до возникновения ислама Джахилийа («Эпохой варварства»), когда люди не ведали мира и благословения истинной религии. Предысламская Аравия имела довольно рыхлую традицию религиозных верований и практики, связанную с племенными ценностями и материальными интересами. Фактически центральное святилище Мекки было приютом 360 идолов, олицетворявших духов и божества Хиджаза. Главным среди них было антропоморфное изображение бога Хубала, который, по-видимому, как-то соотносился с Марсом, богом войны. Объектами почитания были также три «дочери Аллаха», звавшиеся Ал-Лат, Манат и Узза.

До возникновения ислама арабы веровали также в бога по имени Аллах, однако предысламские представления об Аллахе существенно отличались от понимания Аллаха в исламе. Аллах считался богом - творцом, но поскольку он воспринимался как трансцендентный и абстрактный бог, наподобие старших богов многих древних традиций, он не имел официального культа, отправлявшегося на регулярной основе. Мощь Аллаха была общепризнанной, и есть свидетельства того, что некоторые древние арабы сосредоточивали все свое внимание именно на нем, исключая из его общества меньших богов, однако для большинства арабов Аллах не являлся средоточием монотеистического движения до тех пор, пока ему не был дан решающий толчок пророческой деятельностью Мухаммада. Аллах - это стяженная форма арабского определенного артикля «ал-илах» - «бог»; таким образом «ал-илах» равнозначно слову «Аллах». В исламе Аллах - это термин, соответствующий «Богу» в иудаизме и христианстве.

Древнеарабская религия признавала священный характер таких мест, как источники, родники, рощи и необычные скальные образования. Часто в этих святилищах помещались могилы древних предков, а уход за ними и их охрана были делом чести для поколений их потомков. Священный характер генеалогии рода наглядно выступает в таких местах. Некоторые божества имели особенно близкие отношения с отдельными семьями и региональными святилищами, и у их алтарей периодически совершались жертвы и приношения. Данная модель напоминает религиозную практику древних израилитов, как она зафиксирована в Библии, особенно в эпоху патриархов Авраама, Исаака и Иакова.

Древние арабы практиковали обходы своих святилищ, особенно тех, что были связаны со священными камнями. Такая практика обхода вокруг священного места была со временем включена в исламский культ, превратившись в ритуал, во время которого паломники двигаются вокруг святой Каабы в Мекке. Паломничество в Мекку было важным элементом религии Хиджаза задолго до Мухаммада. Приход в Мекку паломников предоставлял множество удобных возможностей для торговли и коммерции, и многие мекканские семьи разбогатели именно на концессиях, обслуживавших паломничество. Тесный союз между коммерцией и религией являлся ключевым моментом мощи и престижа Мекки, города, господствовавшего в Западной Аравии в эпоху Мухаммада. Когда Мухаммад стал проповедовать в Мекке конец идолопоклонства, мекканские лидеры увидели в нем угрозу своим жизненным интересам.

Детали предысламской хиджазской религии нам известны не так хорошо, как хотелось бы. Мы знаем, что фатализм был неотъемлемой чертой народного миросозерцания. Не существовало веры в загробную жизнь, в справедливое воздаяние страдальцам или наказание тем, кто согрешил в этой жизни. Верховным владыкой, по-видимому, было не определенное божество, но скорее «время», безличный и слепой процесс изменений, текущий своим путем невзирая на человеческие надежды и страхи. Было широко распространено представление о смерти как о конце всего, так что людям следовало жить настоящим. Имеются археологи­ческие данные о вере в загробную жизнь, но она, видимо, не предполагала воскресения. Большим утешением было воспитание детей и увеличение мощи и размеров семьи, потому что родовые отношения были той сферой, где могли реализоваться стремление к богатству, престижу и власти. Чужаки не играли никакой роли, так как все личные ценности задавались жизнью закрытой общины в рамках группы родственников. Альтруистические мероприятия были предметом строгого счета благодеяний, оказанных своей группе Если представитель одной кровнородственной группы причинял ущерб или убивал члена другой семьи, рода или племени, это приводило к вендетте против провинившейся кровнородственной группы, продолжавшейся до тех пор, пока не восстанавливалось равновесие в результате отнятия жизни или получения равноценной компенсации за преступление. Подобные конфликты могли длиться достаточно долго. Самыми влиятельными людьми древней Аравии в религиозном смысле были кахины - шаманистические провидцы, умевшие входить в состояние транса и находить в своих видениях пропавших родственников, верблюдов и разнообразные предметы. Кахины произносили священные формулы, составленные рифмованной прозой. Поэты также считались вместилищем священной силы благодаря своему вдохновению, причиной которого, по мысли древних арабов, были невидимые духи, джинн (ед.ч. - джинни). Поэтические изречения развлекали и наставляли. Арабский поэтический язык возвышался над диалектами отдельных племен и особым образом объединял рассеянных по миру арабов на уровне общих символов, идей и эстетических пристрастий. Поэзия была главной формой искусства времен Джахилийи. В то же время она заключала в себе немалую историческую и описательную ценность коллективной памяти о прошлом. Периодически устраивались поэтические турниры, и величайшей почестью для поэта было увидеть свои стихи запечатленными на листках, которые вывешивались в святилище Каабы в Мекке.

 

Мухаммад - посланник Бога и основатель Уммы

Муххамад родился во второй половине VI в. н.э., когда Хиджаз переживал период стремительного экономического прогресса и роста. Главной причиной процветания было смещение большей части торговли между востоком и западом к югу - на аравийские маршруты в силу непрекращающихся войн между Византией и империей Сасани-дов (Персией) - великими державами той эпохи. В результате приносившие изрядную прибыль сухопутные торговые пути Ближнего Востока и Центральной Азии большую часть времени бездействовали, так что купцам пришлось искать новые пути перевозки товаров между отдаленными восточными и западными рынками и источниками. Арабы к тому времени уже давно славились репутацией выдающихся торговцев, но импульс, который был им придан возросшим использованием Хиджаза и других аравийских маршрутов, позволил этому региону, особенно Мекке, разбогатеть. Этот процесс оказал огромное воздействие на трансформацию общественной системы, стимулируя приход в Мекку все большего числа людей и видоизменяя племенные и родовые типы взаимопомощи и политической власти. Религиозное доминирование мекканского святилища, особенно во время паломничества, немало обогатило также тех индивидуумов и те группы, что участвовали в концессиях вокруг священной Каабы.

Мы располагаем свидетельствами, что, несмотря на рост населения в поселках и городах, самые слабые и бедные члены общества были лишены поддержки. Старинная племенная система предполагала некое подобие социальной защиты для наименее удачливых своих членов, таких, как незамужние или разведенные женщины, вдовы, сироты и старики. Но перемена образа жизни с сельского на городской привела к ухудшению социальной системы, и социальная защищенность пошатнулась. Жизнь в городах и поселках вела к забвению родственных связей. Удачливые предприниматели получили возможность делать быстрые деньги за счет караванной торговли или связанных с паломничеством концессий, но большинство простого народа было брошено на произвол судьбы. Отсутствовало этически заостренное религиозное сознание, которое могло бы успешно противостоять чреватым вырождением социальным и экономическим тенденциям. Политиче

М.Э.Камолов
Нохияи Чиргатол
ШАГ ВПЕРЁД ДВА ШАГА НАЗАД!