Камолов М. Э.

Закон Республики Таджикистан "О борьбе с экстремизмом"

21.01.2009

Закон

Республики Таджикистан

"О борьбе с экстремизмом"

 

Настоящий Закон определяет правовые и организационные основы борьбы с экстремизмом в Республике Таджикистан.

 

Статья 1. Цели настоящего Закона

 

Целями настоящего Закона являются: защита прав и свобод человека, основ конституционного строя, обеспечения целостности и безопасности Республики Таджикистан;

реализация государственной политики в области борьбы с экстремизмом;

обеспечение международных обязательств Республики Таджикистан в области борьбы с экстремизмом;

определение правовых и организационных основ противодействия экстремистской деятельности, установление ответственности за её осуществление;

формирование у населения республики обстановки нетерпимости к экстремизму;

выявление, предупреждение и пересечение экстремистской деятельности, устранение причин и условий, порождающих экстремизм.

 

Статья 2. Правовые основы борьбы с экстремизмом

 

Правовую основу борьбы с экстремизмом в Республике Таджикистан составляют Конституция Республики Таджикистан, Уголовный кодекс Республики Таджикистан, настоящий Закон, другие акты законодательства республики Таджикистан и международно-правовые акты, признанные Республикой Таджикистан.

 

Статья 3. основные понятия, используемые в настоящем Законе

 

Для целей настоящего Закона принимаются следующие основные понятия:

экстремизм - это проявление юридическими и физическими лицами выражения крайних форм действий, призывающих к дестабилизации, изменению конституционного строя в стране, захвату власти и присвоению её полномочий, разжиганию расовой, национальной, социальной и религиозной вражды;

экстремистская деятельность - деятельность юридических либо физических лиц по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на:

а) насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Республики Таджикистан;

б) подрыв безопасности Республики Таджикистан;

в) захват или присвоение властных полномочий;

г) создание незаконных вооруженных формирований;

д) осуществление террористической деятельности;

е) возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию;

ж) унижение национального достоинства;

з) осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по методам идеологической, политической , расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы;

и) пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности;

к) публичные призывы к осуществлению указанной деятельности или совершению указанных действий;

л) финансирование указанной деятельности, либо иное содействие осуществлению или совершению указанных действий путем предоставления для осуществления указанной деятельности недвижимости, учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной, факсимильной и иных видов связи, информационных услуг, иных материально-технических средства; экстремистская организация общественное объединение, религиозная либо иная некоммерческая организация, в отношении которых по основаниям, предусмотренным, настоящим Законом, судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности;

экстремистские материалы - предназначенные для обнародования информация либо документы, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.

 

Статья 4. Основные принципы борьбы с экстремизмом

 

Борьба с экстремизмом основывается на следующих принципах:

признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека, а равно законных интересов организаций;

законность;

гласность;

приоритета обеспечения безопасности Республики Таджикистан;

приоритета мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности;

сотрудничества государства с юридическими и физическими лицами в борьбе с экстремизмом;

неотвратимости наказания за осуществление экстремистской деятельности.

 

Статья 5. Основные направления борьбы с экстремизмом

 

Борьба с экстремизмом осуществляется по следующим основным направлениям:

принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности;

выявление, предупреждение и пересечение экстремистской деятельности юридических и физических лиц.

 

Статья 6. Субъекты борьбы с экстремизмом

 

Борьба с экстремизмом является одной из приоритетных задач государства. Оно осуществляет свои функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

Субъектами, осуществляющими борьбу с экстремизмом, являются:

Министерство безопасности Республики Таджикистан;

Министерство внутренних дел Республики Таджикистан;

Министерство иностранных дел Республики Таджикистан;

Министерство по государственным доходам и сборам Республики Таджикистан;

Министерство юстиции Республики Таджикистан;

Комитет по охране Государственной границы при Правительстве Республики Таджикистан.

Органы государственной власти и управления, органы исполнительной власти на местах (хукуматы) и органы местного самоуправления участвуют в противодействии экстремистской деятельности в пределах своей компетенции.

Общее руководство по борьбе с экстремизмом осуществляет Правительство Республики Таджикистан.

Суды Республики Таджикистан участвуют в борьбе с экстремизмом на условиях и в порядке предусмотренных Конституцией Республики Таджикистан, настоящим Законом и другими законами Республики Таджикистан.

Органы прокуратуры в пределах своей компетенции ведут надзор за надлежащим исполнением законов по борьбе с экстремизмом.

 

Статья 7. Компетенция субъектов, осуществляющих борьбу с экстремизмом

 

Министерство безопасности Республики Таджикистан с целью борьбы с экстремизмом:

а) разрабатывает и представляет в установленном порядке Президенту Республики Таджикистан проекты государственных программ, концепций борьбы с экстремизмом;

б) в установленном порядке информирует Маджлиси Милли и Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан, президента Республики Таджикистан и Правительство Республики Таджикистан о состоянии борьбы с экстремистской деятельностью;

в) координирует деятельность субъектов борьбы с экстремизмом;

г) осуществляет сбор, анализ, обобщение информации о состоянии борьбы с экстремизмом;

д) в установленном порядке вносит в Правительство Республики Таджикистан предложения о совершенствовании законодательства в области борьбы с экстремизмом;

с) принимает меры по выявлению, предупреждению и пересечению преступлений экстремистского характера.

Министерство внутренних дел Республики Таджикистан осуществляет борьбу с экстремизмом посредством выявления, предупреждения и пересечения преступлений экстремистского характера.

Министерство иностранных дел Республики Таджикистан в порядке, предусмотренном законодательством республики, осуществляет борьбу с экстремизмом посредством вступления в международно-правовые отношения по выявлению, предупреждению и пресечению международной экстремистской деятельности.

Министерство по государственным доходам и сборам Республики Таджикистан осуществляет борьбу с экстремизмом посредством пересечения незаконного перемещения через таможенную границу экстремистских материалов, а также оружия, боеприпасов, взрывчатых и отравляющих веществ, а также литературы, листовок, видео- и аудиокассет экстремистского содержания.

Министерство юстиции Республики Таджикистан в соответствии с действующим законодательством осуществляет борьбу с экстремизмом путем осуществления контроля за деятельностью общественных объединений и по политических партий.

Комитет по охране Государственной границы при Правительстве Республике Таджикистан осуществляет противодействие экстремистской деятельности путем:

а) пресечения незаконного перемещения через Государственную границу экстремистских материалов, а также оружия, боеприпасов, взрывчатых, отравляющих и радиоактивных веществ, которые могут быть использованы в экстремистской деятельности;

б) выявления и предупреждения попыток пересечения государственной границы экстремистами.

 

Статья 8. Выявление экстремистской деятельности

 

Субъекты, осуществляющие борьбу с экстремизмом, в целях выявления и предупреждения экстремистской деятельности в порядке, определяемом законодательством Республики Таджикистан, обязаны использовать все имеющиеся в их распоряжении силы, средства, формы и методы противодействия.

Должностные лица и граждане обязаны незамедлительно информировать органы государственной безопасности, органы внутренних дел и (или) субъекты борьбы с экстремизмом обо всех происшествиях, признаки которых свидетельствуют о готовящемся или совершающимся экстремизме.

Государство гарантирует охрану и безопасность лиц, оказывающих содействие в борьбе с экстремизмом. Разглашение сведений о лицах, предоставивших информацию, реализация которой привела к задержанию лиц, участвующих в экстремистской деятельности, либо предотвращению или пересечению такой деятельности, запрещается.

 

Статья 9. Предупреждение экстремистской деятельности

 

В целях предупреждения экстремистской деятельности в Республике Таджикистан запрещается:

а) создание, регистрации и функционирование экстремистских организаций либо организаций, способствующих экстремизму;

б) деятельность, связанная с пропагандой экстремизма, в том числе распространение экстремистских материалов;

в) въезд, выезд или транзит через территорию Республики Таджикистан лицам, принимавшим участие в экстремистской деятельности;

г) предоставление вида на жительство лицам, принимавшим участие в экстремистской деятельности;

д) принятие в гражданство Республики Таджикистан иностранных граждан и лиц без гражданства, принимавших участие в экстремистской деятельности;

с) проведение митингов, шествий, демонстраций или иных публичных выступлений с нарушением требований законодательства Республики Таджикистан.

Предупреждение экстремистской деятельности также включает в себя осуществление и иных мер, предусмотренных законодательством Республики Таджикистан и международно-правовыми актами, признанными Республикой Таджикистан.

С целью профилактики экстремистской деятельности органы государственной власти и управления, органы исполнительной власти на местах (хукуматы) и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляются профилактически, в том числе воспитательные, пропагандистские меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности.

 

Статья 10. Объявление представлений о недопустимости осуществления экстремистской деятельности

 

При наличии достаточных и предварительно подтвержденных сведений о готовящихся противоправных действиях, содержащих признаки экстремистской деятельности, и при отсутствии оснований для привлечения к уголовной ответственности Генеральный прокурор Республики Таджикистан либо подчиненный ему прокурор направляет руководителю общественное объединения, религиозной либо иной некоммерческой организации, а также другим соответствующим лицам представление в письменной форме о недопустимости такой деятельности с указанием конкретных оснований объявления предостережения.

 

Статья 11. Вынесение представления юридическому лицу о недопустимости осуществления экстремистской деятельности

 

Общественному объединению, религиозной либо иной некоммерческой организации в случае выявления фактов, свидетельствующих о наличии в их деятельности, в том числе в деятельности хотя бы одного из их региональных или других структурных подразделений, признаков экстремизма, выносится представление в письменной форме о недопустимости такой деятельности с указанием конкретных оснований вынесения представления, в том числе допущенных нарушений.

В случае, если возможно принять меры по устранению допущенных нарушений, в представлении также устанавливается срок для устранения указанных нарушений, составляющий не более одного месяца со дня вынесения предупреждения.

Представление выносится Генеральным прокурором Республики Таджикистан или подчиненным ему прокурором. В случаях, предусмотренных законодательством, такое представление может быть вынесено также иным субъектом, осуществляющим борьбу с экстремизмом.

Представление может быть обжаловано в суд в установленном порядке.

В случае, если представление не было обжаловано в суд в установленном порядке или не признано судом незаконным, а также если в установленный в представлений срок общественным объединением, религиозной либо иной некоммерческой организацией, либо их региональным или другим структурным подразделением не устранены допущенные нарушения, послужившие основанием для вынесения представления либо иной некоммерческой организацией, либо их региональным или другим структурным подразделением не устранены допущенные нарушения, послужившие основанием для вынесения представления, либо если в течение двенадцати месяцев со дня вынесения представления выявлены новые факты, свидетельствующие о наличии признаков экстремизма в их деятельности, в установленном настоящим Законом порядке общественное объединение, религиозная либо иная некоммерческая организация подлежит ликвидации, а деятельность общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическим лицом, подлежит запрету.

 

Статья 12. Ответственность общественных объединений, религиозных и иных некоммерческих организаций за осуществление экстремистской деятельности

&nbs

М.Э.Камолов
Нохияи Чиргатол
ШАГ ВПЕРЁД ДВА ШАГА НАЗАД!