Камолов М. Э.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

21.01.2009

 

КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

 

Об органах прокуратуры Республики Таджикистан

 

(в редакции Закона РТ № 632 от 22 мая 1998 г.)

 

I. Общие положения

 

Статья 1. Прокуратура Республики Таджикистан

 

Прокуратура Республики Таджикистан - единая централизованная сис-

тема органов, осуществляющая в пределах своих полномочий надзор за

точным и единообразным исполнением законов на территории Республики

Таджикистан. Прокуратура Республики Таджикистан выполняет и иные функ-

ции, предусмотренные Конституцией и другими законами Республики Таджи-

кистан.

 

Статья 2. Задачи органов прокуратуры

 

Задачами органов прокуратуры являются обеспечение верховенства

закона, укрепление законности и правопорядка в целях защиты:

-независимости и суверенных прав Республики Таджикистан;

- социально-экономических, политических и иных прав и свобод че-

ловека и гражданина;

- основ демократического устройства государственной власти, пра-

вового статуса местных органов представительной власти, государствен-

ных органов, общественных, религиозных организаций, общественно-поли-

тических партий и иных негосударственных структур.

 

Статья 3. Основные направления деятельности органов прокуратуры

 

Основными направлениями деятельности органов прокуратуры являют-

ся:

- надзор за исполнением законов министерствами, государственными

комитетами и другими ведомствами Республики Таджикистан, местными

представительными и исполнительными органами, органами местного само-

управления, органами военного управления, органами контроля, предприя-

тиями, учреждениями, общественными и религиозными организациями, об-

щественнополитическими партиями и иными объединениями, независимо от

их подчиненности, принадлежности и форм собственности, их должностными

лицами, а также за соответствием закона, издаваемых ими правовых ак-

тов;

- надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина всеми

структурами и должностными лицами, указанными в первом абзаце настоя-

щей статьи;

- надзор за исполнением законов органами, ведущими борьбу с прес-

тупностью и другими правонарушениями, а также органами осуществляющими

оперативнорозыскную деятельность, дознания и предварительного следс-

твия;

- надзор за исполнением законов в местах содержания задержанных,

предварительного заключения, при исполнении наказания и иных мер при-

нудительного характера, назначаемых судом;

- расследование преступлений;

- разработка совместно с другими государственными органами мер

предупреждения преступлений и иных правонарушений, участие в работе по

совершенствованию и разъяснению законов, правотворческой деятельности;

- координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с

преступностью и иными правонарушениями.

Прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством Рес-

публики Таджикистан участвуют в рассмотрении дел судами, опротестовы-

вают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постанов-

ления судов.

Генеральная прокуратура Республики Таджикистан выпускает специ-

альные издания.

 

Статья 4. Международное сотрудничество

 

Генеральная прокуратура Республики Таджикистан в пределах своей

компетенции осуществляет прямые связи с соответствующими органами дру-

гих государств и международными организациями, сотрудничает с ними,

заключает соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступ-

ностью, участвует в разработке международных договоров Республики Тад-

жикистан.

 

Статья 5. Правовая основа деятельности органов прокуратуры

 

Полномочия прокуроров, организация и порядок деятельности органов

прокуратуры Республики Таджикистан определяются Конституцией Республи-

ки Таджикистан, настоящим конституционным Законом и другими законода-

тельными актами Республики Таджикистан, международными и межгосударс-

твенными договорами (соглашениями).

На прокуратуру не может возлагаться выполнение функций, не пре-

дусмотренных законами Республики Таджикистан.

 

Статья 6. Принципы организации и деятельности органов прокуратуры

 

Органы прокуратуры Республики Таджикистан:

составляют единую централизованную систему, которую возглавляет

Генеральный прокурор Республики Таджикистан, подчинением нижестоящих

прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Республики Таджикис-

тан;

защищают в пределах своей компетенции права и свободы граждан,

обеспечивают их равенство перед законом, независимо от социального по-

ложения, расовой и национальной принадлежности, пола, возраста, обра-

зования, языка, отношения к религии, политических и иных убеждений;

осуществляют свои полномочия на основе Конституции и законов Рес-

публики Таджикистан, а также нормативными актами Генерального прокуро-

ра Республики Таджикистан, принятых в пределах его компетенции, неза-

висимо от других органов государственной власти и управления, общест-

венно-политических, религиозных организаций и массовых движений, долж-

ностных лиц;

действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит закону,

правам граждан, интересам сохранения государственной и иной охраняемой

законом тайны, информируют органы государственной власти и управления,

общественность о состоянии законности, мерах по ее укреплению;

принимают меры к своевременному выявлению и устранению любых на-

рушений не исходил, к восстановлению нарушенных прав и привлечению ви-

новных к установленной законом ответственности.

Прокурор не может занимать другую должность, быть депутатом

представительных органов, членом политических партий и объединений,

заниматься предпринимательской и творческой деятельностью, помимо за-

нятия научной, педагогической и творческой деятельностью.

 

Статья 7. Недопустимость вмешательства в деятельность прокуратуры

 

Вмешательство государственных органов, общественных объединение,

религиозных организаций, средств массовой информации, их представите-

лей, а также должностных лиц в деятельность прокуратуры по осуществле-

нию надзора за исполнением законов и по расследованию преступлений и

других правонарушений запрещается.

Воздействие в какой бы то ни было форме на работников прокуратуры

с целью воспрепятствовать осуществлению ими служебной деятельности или

добиться принятия решения влечет установленную законом ответствен-

ность.

Прокуроры и следователи не обязаны давать каких-либо объяснений

по существу находящихся в их производстве дел и материалов, а также

представлять их для ознакомления иначе как в случаях и в порядке, пре-

дусмотренных законодательством. Никто не имеет права разглашать данные

проверок и предварительного следствия до их завершения.

 

Статья 8. Обязательность исполнения требований прокурора

 

Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных

в статьях настоящего конституционного Закона, подлежат безусловному

исполнению в установленный срок.

Статистическая и другая информация, справки, документы или их ко-

пии, необходимые для осуществления прокурорского надзора или расследо-

вания преступлений, выдаются по требованию прокурора или следователя

безвозмездно.

Должностные лица и граждане обязаны являться по вызову прокурора

или следователя и давать объяснения по существу вопросов, которые вы-

ясняются проверкой. В случае отказа от явки должностное лицо или граж-

данин постановлением прокурора или следователя может быть подвергнут

принудительному приводу через органы милиции. Исполнение привода явля-

ется обязательным в течение суток с момента поступления постановления

о приводе.

Неисполнение без уважительных причин должностными лицами и граж-

данами законных требований прокурора и следователя, а также уклонение

от явки по их вызову влекут предусмотренную законом ответственность.

 

Статья 9. Участие прокурора в сессиях и заседаниях органов зако-

нодательной (представительной) и исполнительной власти,

органов местного самоуправления

 

Генеральный прокурор Республики Таджикистан участвует в сессиях

Маджлиси Оли, заседаниях Президиума, комитетов и иных органов Маджлиси

Оли Республики Таджикистан, Конституционного суда Республики Таджикис-

тан, Правительства Республики Таджикистан, местных представительных и

исполнительных органов, органов местного самоуправления.

Прокурор Горно-Бадахшанской автономной области, прокуроры облас-

тей, районов, городов, транспортных и специализированных прокуратур,

военные прокуроры гарнизонов участвуют в сессиях и заседаниях предста-

вительной, исполнительной власти и органов местного самоуправления со-

ответствующего и нижестоящего уровней.

Прокурор, его заместитель, а также по их поручению другие проку-

роры вправе участвовать в рассмотрении вынесенных ими представлений и

протестов предварительным и исполнительным органам, предприятиям, уч-

реждениям и организациям, независимо от форм собственности.

Прокуроры не могут входить в комиссии, комитеты и другие коллеги-

альные органы, образованные органами представительной и исполнительной

власти, если они осуществляют надзор за законностью издаваемых этими

органами правовых актов. Статья 10. Координация деятельности по борьбе

с преступностью Генеральный прокурор Республики Таджикистан и подчи-

ненные ему прокуроры координируют деятельность по борьбе с преступ-

ностью органов внутренних дел, органов Министерства безопасности, ор-

ганов налоговой и таможенной служб и других правоохранительных орга-

нов. На заседании координационного совещания могут участвовать предсе-

датели судов Республики Таджикистан.

В целях обеспечения координации деятельности органов, указанных в

пункте 1 настоящей статьи, прокурор созывает координационной совеща-

ние, организует рабочие группы, истребует статистическую и другую не-

обходимую информацию, осуществляет иные полномочия в соответствии с

Положением о координации деятельности по борьбе с преступностью, ут-

вержденным Президентом Республики Таджикистан.

Решения координационного совещания обязательны для исполнения.

 

Статья 11. Участие в правотворческой деятельности

 

Прокурор при установлении в ходе осуществления своих полномочий

необходимости совершенствования действующих нормативных правовых актов

вправе вносить в органы, обладающие правом законодательной инициативы,

соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, до-

полнении, отмене или принятии законов и иных нормативных правовых ак-

тов.

 

Статья 12. Рассмотрение заявлений и жалоб

 

Прокурор рассматривает заявления и жалобы о нарушениях прав граж-

дан и юридических лиц в пределах своей компетенции.

 

II. Система и организация деятельности

органов прокуратуры республики Таджикистан

 

Статья 13. Система органов прокуратуры Республики Таджикистан

 

Систему органов прокуратуры Республики Таджикистан составляют Ге-

неральная прокуратура Республики Таджикистан, Главная военная прокура-

тура, прокуратуры Горно-Бадахшанской автономной области, областей, го-

рода Душанбе, Таджикская транспортная прокуратура, прокуратуры райо-

нов, городов, военные и другие специализированные прокуратуры.

Структуру Генеральной прокуратуры Республики Таджикистан утверж-

дает Президент Республики Таджикистан по представлению Генерального

прокурора Республики Таджикистан.

Штатная численность органов прокуратуры Республики Таджикистна в

пределах фонда оплаты труда утверждается Генеральным прокурором Рес-

публики Таджикистан.

Образование, реорганизация и упразднение органов прокуратуры, оп-

ределение их статуса и компетенции осуществляются Генеральным прокуро-

ром Республики Таджикистан.

 

Статья 14. Назначение и освобождение Генерального прокурора

 

Республики Таджикистан и его заместителей. Подотчетность Гене-

рального прокурора Республики Таджикистан Генеральный прокурор Респуб-

лики Таджикистан назначается и освобождается Президентом Республики

Таджикистан с согласия Маджлиси Оли. Генеральный прокурор Республики

Таджикистан назначается сроком на 5 лет.

Генеральный прокурор Республики Таджикистан имеет первого замес-

тителя и заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от

должности Президентом Республики Таджикистан с согласия Маджлиси Оли

Республики Таджикистан. Один из заместителей Генерального прокурора

Республики Таджикистан является Главным военным прокурором Республики

Таджикистан.

Сообщения о назначении и освобождении Главного прокурора Респуб-

лики Таджикистан и его заместителей публикуются в печати.

Генеральный прокурор Республики Таджикистан в своей деятельности

подотчетен Маджлиси Оли Республики Таджикистан и Президенту Республики

Таджикистан.

 

Статья 15. Назначение прокуроров на должность, их подотчетность и

основания освобождения от должности

 

Генеральный прокурор Республики Таджикистан назначает на долж-

ность подчиненных ему прокуроров и освобождает их. Срок полномочий

прокуроров 5 лет. Прокуроры и другие работники прокуратуры, указанные

в статье 63 настоящего конституционного Закона, могут быть освобождены

от занимаемых должностей по следующим

М.Э.Камолов
Нохияи Чиргатол
ШАГ ВПЕРЁД ДВА ШАГА НАЗАД!