КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН
21.01.2009
КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН
Об органах прокуратуры Республики Таджикистан
(в редакции Закона РТ № 632 от 22 мая 1998 г.)
I. Общие положения
Статья 1. Прокуратура Республики Таджикистан
Прокуратура Республики Таджикистан - единая централизованная сис-
тема органов, осуществляющая в пределах своих полномочий надзор за
точным и единообразным исполнением законов на территории Республики
Таджикистан. Прокуратура Республики Таджикистан выполняет и иные функ-
ции, предусмотренные Конституцией и другими законами Республики Таджи-
кистан.
Статья 2. Задачи органов прокуратуры
Задачами органов прокуратуры являются обеспечение верховенства
закона, укрепление законности и правопорядка в целях защиты:
-независимости и суверенных прав Республики Таджикистан;
- социально-экономических, политических и иных прав и свобод че-
ловека и гражданина;
- основ демократического устройства государственной власти, пра-
вового статуса местных органов представительной власти, государствен-
ных органов, общественных, религиозных организаций, общественно-поли-
тических партий и иных негосударственных структур.
Статья 3. Основные направления деятельности органов прокуратуры
Основными направлениями деятельности органов прокуратуры являют-
ся:
- надзор за исполнением законов министерствами, государственными
комитетами и другими ведомствами Республики Таджикистан, местными
представительными и исполнительными органами, органами местного само-
управления, органами военного управления, органами контроля, предприя-
тиями, учреждениями, общественными и религиозными организациями, об-
щественнополитическими партиями и иными объединениями, независимо от
их подчиненности, принадлежности и форм собственности, их должностными
лицами, а также за соответствием закона, издаваемых ими правовых ак-
тов;
- надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина всеми
структурами и должностными лицами, указанными в первом абзаце настоя-
щей статьи;
- надзор за исполнением законов органами, ведущими борьбу с прес-
тупностью и другими правонарушениями, а также органами осуществляющими
оперативнорозыскную деятельность, дознания и предварительного следс-
твия;
- надзор за исполнением законов в местах содержания задержанных,
предварительного заключения, при исполнении наказания и иных мер при-
нудительного характера, назначаемых судом;
- расследование преступлений;
- разработка совместно с другими государственными органами мер
предупреждения преступлений и иных правонарушений, участие в работе по
совершенствованию и разъяснению законов, правотворческой деятельности;
- координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с
преступностью и иными правонарушениями.
Прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством Рес-
публики Таджикистан участвуют в рассмотрении дел судами, опротестовы-
вают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постанов-
ления судов.
Генеральная прокуратура Республики Таджикистан выпускает специ-
альные издания.
Статья 4. Международное сотрудничество
Генеральная прокуратура Республики Таджикистан в пределах своей
компетенции осуществляет прямые связи с соответствующими органами дру-
гих государств и международными организациями, сотрудничает с ними,
заключает соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступ-
ностью, участвует в разработке международных договоров Республики Тад-
жикистан.
Статья 5. Правовая основа деятельности органов прокуратуры
Полномочия прокуроров, организация и порядок деятельности органов
прокуратуры Республики Таджикистан определяются Конституцией Республи-
ки Таджикистан, настоящим конституционным Законом и другими законода-
тельными актами Республики Таджикистан, международными и межгосударс-
твенными договорами (соглашениями).
На прокуратуру не может возлагаться выполнение функций, не пре-
дусмотренных законами Республики Таджикистан.
Статья 6. Принципы организации и деятельности органов прокуратуры
Органы прокуратуры Республики Таджикистан:
составляют единую централизованную систему, которую возглавляет
Генеральный прокурор Республики Таджикистан, подчинением нижестоящих
прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Республики Таджикис-
тан;
защищают в пределах своей компетенции права и свободы граждан,
обеспечивают их равенство перед законом, независимо от социального по-
ложения, расовой и национальной принадлежности, пола, возраста, обра-
зования, языка, отношения к религии, политических и иных убеждений;
осуществляют свои полномочия на основе Конституции и законов Рес-
публики Таджикистан, а также нормативными актами Генерального прокуро-
ра Республики Таджикистан, принятых в пределах его компетенции, неза-
висимо от других органов государственной власти и управления, общест-
венно-политических, религиозных организаций и массовых движений, долж-
ностных лиц;
действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит закону,
правам граждан, интересам сохранения государственной и иной охраняемой
законом тайны, информируют органы государственной власти и управления,
общественность о состоянии законности, мерах по ее укреплению;
принимают меры к своевременному выявлению и устранению любых на-
рушений не исходил, к восстановлению нарушенных прав и привлечению ви-
новных к установленной законом ответственности.
Прокурор не может занимать другую должность, быть депутатом
представительных органов, членом политических партий и объединений,
заниматься предпринимательской и творческой деятельностью, помимо за-
нятия научной, педагогической и творческой деятельностью.
Статья 7. Недопустимость вмешательства в деятельность прокуратуры
Вмешательство государственных органов, общественных объединение,
религиозных организаций, средств массовой информации, их представите-
лей, а также должностных лиц в деятельность прокуратуры по осуществле-
нию надзора за исполнением законов и по расследованию преступлений и
других правонарушений запрещается.
Воздействие в какой бы то ни было форме на работников прокуратуры
с целью воспрепятствовать осуществлению ими служебной деятельности или
добиться принятия решения влечет установленную законом ответствен-
ность.
Прокуроры и следователи не обязаны давать каких-либо объяснений
по существу находящихся в их производстве дел и материалов, а также
представлять их для ознакомления иначе как в случаях и в порядке, пре-
дусмотренных законодательством. Никто не имеет права разглашать данные
проверок и предварительного следствия до их завершения.
Статья 8. Обязательность исполнения требований прокурора
Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных
в статьях настоящего конституционного Закона, подлежат безусловному
исполнению в установленный срок.
Статистическая и другая информация, справки, документы или их ко-
пии, необходимые для осуществления прокурорского надзора или расследо-
вания преступлений, выдаются по требованию прокурора или следователя
безвозмездно.
Должностные лица и граждане обязаны являться по вызову прокурора
или следователя и давать объяснения по существу вопросов, которые вы-
ясняются проверкой. В случае отказа от явки должностное лицо или граж-
данин постановлением прокурора или следователя может быть подвергнут
принудительному приводу через органы милиции. Исполнение привода явля-
ется обязательным в течение суток с момента поступления постановления
о приводе.
Неисполнение без уважительных причин должностными лицами и граж-
данами законных требований прокурора и следователя, а также уклонение
от явки по их вызову влекут предусмотренную законом ответственность.
Статья 9. Участие прокурора в сессиях и заседаниях органов зако-
нодательной (представительной) и исполнительной власти,
органов местного самоуправления
Генеральный прокурор Республики Таджикистан участвует в сессиях
Маджлиси Оли, заседаниях Президиума, комитетов и иных органов Маджлиси
Оли Республики Таджикистан, Конституционного суда Республики Таджикис-
тан, Правительства Республики Таджикистан, местных представительных и
исполнительных органов, органов местного самоуправления.
Прокурор Горно-Бадахшанской автономной области, прокуроры облас-
тей, районов, городов, транспортных и специализированных прокуратур,
военные прокуроры гарнизонов участвуют в сессиях и заседаниях предста-
вительной, исполнительной власти и органов местного самоуправления со-
ответствующего и нижестоящего уровней.
Прокурор, его заместитель, а также по их поручению другие проку-
роры вправе участвовать в рассмотрении вынесенных ими представлений и
протестов предварительным и исполнительным органам, предприятиям, уч-
реждениям и организациям, независимо от форм собственности.
Прокуроры не могут входить в комиссии, комитеты и другие коллеги-
альные органы, образованные органами представительной и исполнительной
власти, если они осуществляют надзор за законностью издаваемых этими
органами правовых актов. Статья 10. Координация деятельности по борьбе
с преступностью Генеральный прокурор Республики Таджикистан и подчи-
ненные ему прокуроры координируют деятельность по борьбе с преступ-
ностью органов внутренних дел, органов Министерства безопасности, ор-
ганов налоговой и таможенной служб и других правоохранительных орга-
нов. На заседании координационного совещания могут участвовать предсе-
датели судов Республики Таджикистан.
В целях обеспечения координации деятельности органов, указанных в
пункте 1 настоящей статьи, прокурор созывает координационной совеща-
ние, организует рабочие группы, истребует статистическую и другую не-
обходимую информацию, осуществляет иные полномочия в соответствии с
Положением о координации деятельности по борьбе с преступностью, ут-
вержденным Президентом Республики Таджикистан.
Решения координационного совещания обязательны для исполнения.
Статья 11. Участие в правотворческой деятельности
Прокурор при установлении в ходе осуществления своих полномочий
необходимости совершенствования действующих нормативных правовых актов
вправе вносить в органы, обладающие правом законодательной инициативы,
соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, до-
полнении, отмене или принятии законов и иных нормативных правовых ак-
тов.
Статья 12. Рассмотрение заявлений и жалоб
Прокурор рассматривает заявления и жалобы о нарушениях прав граж-
дан и юридических лиц в пределах своей компетенции.
II. Система и организация деятельности
органов прокуратуры республики Таджикистан
Статья 13. Система органов прокуратуры Республики Таджикистан
Систему органов прокуратуры Республики Таджикистан составляют Ге-
неральная прокуратура Республики Таджикистан, Главная военная прокура-
тура, прокуратуры Горно-Бадахшанской автономной области, областей, го-
рода Душанбе, Таджикская транспортная прокуратура, прокуратуры райо-
нов, городов, военные и другие специализированные прокуратуры.
Структуру Генеральной прокуратуры Республики Таджикистан утверж-
дает Президент Республики Таджикистан по представлению Генерального
прокурора Республики Таджикистан.
Штатная численность органов прокуратуры Республики Таджикистна в
пределах фонда оплаты труда утверждается Генеральным прокурором Рес-
публики Таджикистан.
Образование, реорганизация и упразднение органов прокуратуры, оп-
ределение их статуса и компетенции осуществляются Генеральным прокуро-
ром Республики Таджикистан.
Статья 14. Назначение и освобождение Генерального прокурора
Республики Таджикистан и его заместителей. Подотчетность Гене-
рального прокурора Республики Таджикистан Генеральный прокурор Респуб-
лики Таджикистан назначается и освобождается Президентом Республики
Таджикистан с согласия Маджлиси Оли. Генеральный прокурор Республики
Таджикистан назначается сроком на 5 лет.
Генеральный прокурор Республики Таджикистан имеет первого замес-
тителя и заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от
должности Президентом Республики Таджикистан с согласия Маджлиси Оли
Республики Таджикистан. Один из заместителей Генерального прокурора
Республики Таджикистан является Главным военным прокурором Республики
Таджикистан.
Сообщения о назначении и освобождении Главного прокурора Респуб-
лики Таджикистан и его заместителей публикуются в печати.
Генеральный прокурор Республики Таджикистан в своей деятельности
подотчетен Маджлиси Оли Республики Таджикистан и Президенту Республики
Таджикистан.
Статья 15. Назначение прокуроров на должность, их подотчетность и
основания освобождения от должности
Генеральный прокурор Республики Таджикистан назначает на долж-
ность подчиненных ему прокуроров и освобождает их. Срок полномочий
прокуроров 5 лет. Прокуроры и другие работники прокуратуры, указанные
в статье 63 настоящего конституционного Закона, могут быть освобождены
от занимаемых должностей по следующим
М.Э.КамоловСоздано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - накрутка instagram