Камолов М. Э.

Юридическая профессия в Таджикистане

13.12.2008

Юридическая профессия в Таджикистане

 

1.Организация и структура юридической профессии

В Таджикистане правовые основы юридической помощи, деятельность адвокатуры регламентируются Законом, который первоначально имел высшую правовую форму - «Конституционный Закон». В научной классификации конституционных законов он отнесен к третьей группе как закон, издание которого прямо предусмотрено в Конституции.
Статья 92 Конституции Республики Таджикистан от 6 ноября 1994 г. гласила «Юридическая помощь гарантируется на всех стадиях следствия и суда. Организация и порядок деятельности адвокатуры и другие формы оказания юридической помощи определяются Конституционным законом». Таджикистан являлся единственным государством СНГ, придавшим Закону об адвокатуре такой статус.
Конституционный Закон «Об адвокатуре» был принят 4 ноября 1995 г. и был прогрессивным для адвокатуры Таджикистана, т.к. он предусматривал самостоятельность адвокатуры, независимость от государственных органов, в т.ч. от Министерства юстиции, содержал гарантии обеспечения независимости деятельности адвокатуры государством, нормы о запрете вмешательства в адвокатскую деятельность, создание незаконных препятствий для адвокатской деятельности, а также регламентировал сотрудничество государственных органов с органами адвокатского самоуправления в деле обеспечения защиты прав, свобод и законных интересов граждан, оказание правовой помощи физическим и юридическим лицам.
Впервые независимость адвокатуры в Таджикистане была закреплена законодательно и адвокатура стала правовым институтом гражданского общества, что соответствовало международно-правовым стандартам о роли адвокатов в обществе и назначению института адвокатуры.
22 июля 2003 года после проведенного всенародного Референдума в ст.92 Конституции РТ были внесены изменения и дополнения: слово «Конституционный Закон» было заменено словом «Закон».
В последующем в Закон «Об адвокатуре» вносились изменения и дополнения, в результате чего не только независимость адвокатуры, но и ее целостность оказывались под угрозой.
В настоящее время Институт адвокатуры в Таджикистане является профессиональным общественным образованием, не имеющим единой системы.
Таджикистан является страной с разделением адвокатов.
Помимо так называемых «традиционных» адвокатских формирований - коллегий адвокатов, существуют разрозненные группы «одиноких» адвокатов и отдельных адвокатских формирований.
В последнее время в стране значительно увеличилось количество юристов, называющих себя адвокатами, а также появились сомнительные общественные объединения, провозглашающие себя «Адвокатурами», хотя фактически не являющиеся таковыми в соответствии с требованиями Закона РТ «Об адвокатуре».
Разобщенность адвокатов, отсутствие единого профессионального органа, появление адвокатов и адвокатских формирований с «пониженной планкой» доступа к адвокатской деятельности перестали отвечать назначению института адвокатуры и ожиданиям общества.
Задачи адвокатуры в Таджикистане вытекают из положений Конституции Республики Таджикистан :
Статьи 19: «...Лицо вправе с момента задержания пользоваться услугами адвоката».
Статьи 92: «Юридическая помощь гарантируется на всех стадиях следствия и суда.
Организация и порядок деятельности адвокатуры и другие формы оказания юридической помощи определяются Законом».
Статья 1 Закона «Об адвокатуре» разъясняет, что «Адвокатура в Республике Таджикистан является независимым профессиональным объединением, обеспечивающим в соответствии с Конституцией Республики Таджикистан оказание юридической помощи физическим и юридическим лицам» .
Закон предусматривает вопросы образования Коллегии адвокатов, его руководящих органов, допуск к адвокатской деятельности, права и обязанности адвокатов, дисциплинарную ответственность адвокатов.
До 1998 года допуск к адвокатской деятельности осуществлялся путем приобретения членства в Коллегии адвокатов.
В Республике существовали 2 самостоятельные Коллегии адвокатов: Коллегия адвокатов Республики Таджикистан с центром в г.Душанбе и Региональная Согдийская областная Коллегия адвокатов с центром в г. Худжанде.
Коллегия адвокатов Республики Таджикистан, называемая Республиканской Коллегией адвокатов, является правопреемницей Советской Коллегии адвокатов. Коллегия адвокатов северного региона Таджикистана - Согдийская областная Коллегия адвокатов входила в состав Республиканской Коллегии. Действовала единая Коллегия адвокатов Таджикистана.
15 января 1973 года Согдийская (Ленинабадская) областная Коллегия адвокатов была выделена из состава Республиканской и стала самостоятельной Коллегией адвокатов.
Республиканская Коллегия адвокатов насчитывала около 250 адвокатов и имела 40 юридических консультаций.
Согдийская областная Коллегия адвокатов насчитывала 130 адвокатов и имела 19 юридических консультаций.
Такое положение существовало до 1998 года.
18 февраля 1998 года было принято Постановление Правительства Республики Таджикистан № 42 и утверждено Положение о порядке лицензирования деятельности по оказанию юридической помощи в качестве адвоката - поверенного .
Таким образом, появилась возможность стать адвокатом путем получения лицензии в Министерстве юстиции после сдачи Квалификационного экзамена.
В связи с этим в Закон РТ «Об адвокатуре» были внесены изменения и дополнения:
Раздел 5 стал называться «Лицензирование деятельности адвокатов-поверенных».
Статья 29 Закона гласила: «Оказание юридической помощи профессиональными юристами, не состоящими в Коллегии адвокатов, осуществляется на основании лицензии в порядке, установленном для предпринимательской деятельности».
Статья 2 Закона разъясняла: «...Адвокат-поверенный - предприниматель, оказывающий юридическую помощь на основании лицензии...»
29 марта 2003 года при поддержке международных организаций была создана Ассоциация Адвокатов Республики Таджикистан, которая была зарегистрирована в Министерстве Юстиции в июле 2003 года. В тот период насчитывалось около 100 адвокатов-поверенных.
Целью создания Ассоциации было объединение членов Коллегий адвокатов и адвокатов-поверенных в единую профессиональную организацию на основе добровольного членства.
Ассоциация адвокатов в тот период объединила половину адвокатов 2-х Коллегий и 20 адвокатов-поверенных.
17 мая 2004 года был принят Закон РТ № 37 «О лицензировании отдельных видов деятельности» .
Статья 17 Закона включила в Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия, оказание платных юридических услуг.
Сложилась ситуация, когда все адвокаты, оказывающие платные юридические услуги, должны были получать лицензию в Министерстве юстиции.
Был подготовлен Законопроект «О внесении изменений и дополнений» в Закон РТ «Об адвокатуре». В разделе 5 предусматривалось «Лицензирование деятельности адвокатов по оказанию юридических услуг». В ст.29 предусматривалось осуществление платных юридических услуг на основании лицензий.
Министерству юстиции предоставлялись исключительные полномочия по допуску к адвокатской деятельности, что противоречило статьям 12, 13, 14 Закона «Об адвокатуре», предусматривающим независимость адвокатской профессии и запрет вмешательства в адвокатскую деятельность, а также ст.19 Закона, предусматривающей обязанность членов Коллегии адвокатов оказывать бесплатную юридическую помощь и участвовать по уголовным делам по назначению органов следствия и суда .
В стране складывалась неопределенная ситуация.
Обе Коллегии адвокатов обратились с Письмами в Аппарат Президента и в Министерство юстиции, в котором выразили несогласие с лицензированием адвокатской деятельности и приняли участие в работе Круглого стола 24 мая 2005 г. в г. Душанбе, на котором было принято Обращение против принятия Законопроекта о внесении изменений и дополнений в действующий Закон «Об адвокатуре».
Постановлением Правительства Республики Таджикистан № 337 от 1 сентября 2005 года было утверждено «Положение об особенностях лицензирования отдельных видов деятельности». Глава 49 предусматривала «Особенности лицензирования деятельности по оказанию платных юридических услуг», к которым были отнесены:
-Оказание платных юридических услуг посредством адвокатской деятельности (адвокат-поверенный);
-предоставление других платных юридических услуг, за исключением представительства интересов физических и юридических лиц в правоохранительных органах и судах.
Лицензирующий орган - Министерство юстиции РТ.
Это привело к неопределенности в вопросе о разрешении на адвокатскую деятельность.
Неясным оставался вопрос о том, какая профессиональная деятельность должна составлять адвокатскую практику.
Не было точного понимания того, как следует понимать требования Закона «Об адвокатуре» и Закона «О лицензировании...»
В результате сложилась непонятная ситуация. Согласно Закона «Об адвокатуре» для принятия в члены Коллегии адвокатов требуется наличие стажа работы по юридической специальности не менее двух лет или прохождение стажировки от 6 месяцев до 1 года и обязательная сдача Квалификационного экзамена, как при наличии двухгодичного стажа работы, так и после прохождения стажировки (ст.18)
Для получения лицензии адвокатом-поверенным необходимый стаж работы по юридической специальности был сокращен до одного года и не требовалось ни сдачи экзамена, ни прохождения стажировки.
Министерство юстиции не проводило экзаменов при выдаче лицензий адвокатам-поверенным. Оставался неясным механизм контроля оказываемой правовой помощи адвокатом-поверенным.
3 марта 2006 года был принят Закон № 161 «О внесении изменений и дополнений в Закон РТ «Об адвокатуре». Раздел 5 Закона претерпел существенные изменения и теперь называется «Лицензирование деятельности по оказанию платных юридических услуг поверенным адвокатом».
Ст.29 Закона предусматривает, что оказание платных юридических услуг поверенным адвокатом осуществляется на основании лицензии в порядке, предусмотренном Законом РТ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Ст. ст. 30,31, 32 исключены .
28 июля 2006 года в Закон РТ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в ст.17 внесены изменения и «оказание платных юридических услуг» заменено на деятельность адвокатов-поверенных» .
З апреля 2007 г. Постановлением Правительства РТ за № 172 Утверждено новое Положение «Об особенностях лицензирования отдельных видов деятельности». Глава 47 предусматривает «Особенности лицензирования деятельности поверенных адвокатов» . В новой редакции предусмотрено наличие двухгодичного стажа работы по юридической специальности и сдача квалификационного экзамена.
Таким образом, в настоящее время статус адвокатов в Таджикистане разделен на адвокатов Коллегий и адвокатов - поверенных. Закон РТ «Об адвокатуре» регулирует только деятельность адвокатов коллегий и адвокатов-поверенных. Другие юристы, оказывающие юридическую помощь, обычно работают в НПО, зарегистрированных на основании Закона РТ «Об общественных объединениях» от 12 мая 2007 г.
Статья 2 Закона «Об адвокатуре» содержит следующие определения: Адвокатская деятельность - деятельность адвокатов по оказанию юридической помощи.
Адвокат - член Коллегии адвокатов, адвокат - поверенный - предприниматель, оказывающий юридическую помощь. Различие между ними заключается в следующем:
• По допуску к адвокатской профессии. Решение о допуске в коллегию адвокатов принимается самой коллегией адвокатов (ее исполнительным органом - Президиумом коллегии адвокатов после сдачи квалификационного экзамена квалификационной комиссии коллегии, состоящей из адвокатов). Решение о допуске к работе в качестве адвоката-поверенного принимается Министерством Юстиции РТ на основании лицензии, выдаваемой Министерством Юстиции РТ в порядке, предусмотренном Законом РТ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 17 мая 2004 г. после сдачи квалификационного экзамена квалификационной комиссии Министерства Юстиции РТ.

• Исключение адвокатов из коллегий адвокатов осуществляется также самими коллегиями. Решение о приостановлении действия лицензии адвокатов-поверенных принимается Министерством юстиции РТ.

• Адвокаты - члены коллегий обязаны оказывать бесплатную юридическую помощь в случаях, предусмотренных законом (ст. 19 Закона РТ «Об адвокатуре»), а также по требованию органов следствия и суда. (ст. 49 Уголовно-процессуального кодекса РТ). В то время, как на адвокатов-поверенных требования по оказанию бесплатной юридической помощи не распространяются.

• Адвокаты-поверенные имеют статус предпринимателей, оказывающих юридическую помощь (ст. 2 Закона РТ «Об адвокатуре») и для осуществления своей деятельности получают специальное разрешение - лицензию, выдаваемую Министерством Юстиции РТ и подконтрольны данному государственному органу.

• В коллегиях адвокатов имеются Уставы, Правила профессиональной этики адвокатов, Правила внутреннего трудового распорядка и другие внутренние документы. Министерство юстиции РТ не разрабатывало правила профессиональной этики для адвокатов-поверенных.

Коллегия адвокатов - независимая организация профессиональных юристов, объединившихся в целях оказания квалифицированной юридической помощи физическим и юридическим лицам» .
В настоящее время в Таджикистане действуют три самостоятельные Коллегии адвокатов: Республиканская Коллегия адвокатов с центром в г.Душанбе, Коллегия адвокатов г.Душанбе с центром в г.Душанбе, Коллегия адвокатов Согдийской области с центром в г.Худжанде.
Коллегия адвокатов г.Душанбе зарегистрирована в Министерстве юстиции в сентябре 2007 года.
В Республиканской Коллегии адвокатов работают 250 адвокатов, функционируют 42 юридические консультации , из них 5 - в г.Душанбе, 1-филиал в г.Худжанде, и в других регионах Согдийской области, а также в районах Республиканского подчинения, Хатлонской области, Горно-Бадахшанской автономной области.
В Коллегии адвокатов Согдийской области работают 143 адвоката, функционируют 20 юридических консультаций во всех городах и районах Согдийской области. В городе Худжанде - 2 юридические консультации.
В Коллегии адвокатов г.Душанбе по неофициальным данным

М.Э.Камолов
Нохияи Чиргатол
ШАГ ВПЕРЁД ДВА ШАГА НАЗАД!